Японское маленькое дерево

Бонсай. История искусства.

Бонсай. История искусства.

Что такое бонсай? В переводе с японского «бонсай» означает «растение в плоском сосуде» (бон — контейнер, сай- дерево). Слово «бонсай» означает не просто карликовое растение, а целую культуру выращивания растений в неглубоком контейнере. Как и остальные виды восточного искусства, бонсай в Японии — это целая философия, требующая от человека определенных личностных качеств: мудрости, доброжелательности, деликатности, справедливости, терпения. Мастера бонсай могут воссоздать образ мощного тысячелетнего дерева, сформировать пейзаж густого леса, гор и ущелий, морского берега — и все это на маленьком кусочке земли. При правильном уходе бонсай может прожить сотни лет и стать живым символом, связующим поколения.
Древнее искусство, родившееся в Китае и достигшее совершенства в Японии, активно завоевывает Европу и Америку. Это и мода, и бизнес, и серьезное увлечение, стиль жизни, способ достижения гармонии с собой и миром. Бонсай идеален тем, что не занимает большой площади, но доставляет массу приятных эмоций, связанных с наблюдением за необычным растением, с которым, происходят превращения в зависимости от времени года. Бонсай является повторением взрослого или старого дерева в миниатюре с сохранением всей красоты данного вида.
Задача состоит не только в том, чтобы вырастить в контейнере здоровое растение, но и в создании единого гармонического целого из трех элементов — растения, грунта и горшка, каждый из которых должен иметь естественный и привлекательный вид.

Грунт должен выглядеть натуральной частью рельефа, тщательно подобранные камни (скалы) и мох (трава) — вызывать ассоциацию с природным лесным ландшафтом.

Контейнер предпочтительно выбирать как можно лаконичнее, цвет и форма его должны выгодно оттенять цвет и форму растения.

Растение должно иметь схожесть со сформировавшимся деревом того же вида, произрастающего в естественных условиях.

История бонсай

Родиной бонсай ошибочно считают Японию, хотя на самом деле искусство выращивания миниатюрных деревьев в сосудах появилось в Древнем Китае около двух тысячелетий назад. Сам термин «бонсай» произошел от японского произношения изначально китайских иероглифов «пэнь-Цзай», что в переводе означает «дерево в чаше».

Первые изображения миниатюрных ландшафтов с деревцами и камнями датируются временем правления династии Хань — 200 годом до н. э. Обычай выращивать карликовые деревья в контейнерах или на подносах был частью разработанной в Китае садоводческой культуры. Особый уход, состав и количество почвы, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволили мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце в строении и пропорциях обретало облик взрослого дерева.

Идейные корни бонсай можно найти и в даосизме. Монахи-даосы проводили своего рода исследования влияния окружающего мира на Дао. В ходе этих медитаций им удобно было
манипулировать не самими объектами внешнего мира, а их миниатюрными копиями-символами. Со временем красота, изящество, гармоничность этих миниатюрных копий большой природы стала искусством. Постепенно вольная забава превратилась в настоящую школу со своими канонами, приемами, излюбленными формами.

Соседи Китая, в той или иной мере перенимая это искусство, преломляли его в соответствии со своими географическими, культурными, эстетическими особенностями. В VІ веке монахи секты Чань вместе с буддизмом из Китая в Японию завезли искусство чайной церемонии, икебаны (составления букетов), а вместе с ними и искусство создания миниатюрных деревьев. Грациозные крошечные деревья нашли приют в буддийских монастырях. Именно в монастырской среде берут начало корни искусства выращивания «деревьев на подносах» в Японии. Как и в Китае, занятие это стало привилегией знатных и богатых. К увлечению приобщаются самураи. Путь воина, оказывается, не чужд общению с прекрасным.

Что же видели японцы в этих деревьях? Несгибаемую волю к жизни и одновременно пластическую податливость, гибкость, благородную старость и возможность вечного
обновления, внутреннюю дисциплину и самоконтроль.

«Через малое видеть великое» — так можно сформулировать основной принцип, используемый на протяжении тысячи лет мастерами бонсай. На небольшом пространстве они гармонично воплощают в жизнь бесконечное разнообразие и потрясающую красоту природы. Выращенные растения, постоянно совершенствуясь, передаются из поколения в поколение. Возраст многих бонсай превышает столетие, и растения эти становятся не только семейной реликвией, но и национальным достоянием. Они имеют свои имена, их знает «в лицо» вся страна, они не могут быть вывезены за границу.

Отличие его от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в той чарующей особенности, что бонсай, в принципе, никогда не бывает завершен. Он рождается, развивается и уходит, как и человек, и все живое.

Большинство приверженцев этого искусства в мире рассматривает как эталон именно японский стиль бонсай. Японский бонсай отличается рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией, отчетливо прослеживается его связь с японской эстетикой ваби-саби. В ХІІІ веке изящные растения в не менее изящных сосудах становятся украшением садов и домов японской знати, став не только привилегией богатых, но и важным звеном в японской философии, связавшей воедино дух Человека и древнюю веру в могущество природных сил.

В предельно гармоничном бонсай мы можем наблюдать одновременно все три периода жизни — юность, зрелость и старость. Юность олицетворяется свежей, молодой листвой, зрелость -цветами и плодами, а старость — стволом, мощным, с грубой корой, часто расколотым, с дуплами. Маленький бонсай — не настоящее дерево, все об этом знают, но сила искусства такова, что мы охотно подчиняемся его магии, через малое просматривается великое, и мы видим не только само дерево, но и окружающий пейзаж, понимаем чувства и настроения создавшего его автора.

Избранное

  • Вы здесь:
  • Статьи о бонсай
  • Избранное
  • Стили бонсай

Стили бонсай

На протяжении долгих лет в японском искусстве Бонсай сформировались и стилизовались различные направления для выращивания карликовых растений. Их насчитывается великое множество, но основных около двадцати.

Читайте также:  Клен японский посадка и уход

Вам не обязательно следовать определенным стилям для выращивания своего дерева, просто помните, что выращивание бонсая – это творческий процесс, который не терпит жестких правил). В первую очередь получайте от этого удовольствие!

Наиболее популярным стилем для комнатных бонсаев является стиль «метлы» Хокидати. Он имитирует своей формой большинство деревьев, которые растут в природе. «Стиль метлы» легко культивировать и поддерживать. Обвивание проволокой не используется и процедура обстригания очень простая. Необходимо обрезать все, что вырастает дальше шароподобной кроны. Другое преимущество этого стиля – во время цветения вся поверхность кроны усыпана цветами.

Сформировать бонсай можно только с помощью постоянного контроля за ростом. Дерево не должно быть очень высоким, но его ствол должен быть сильным и крепким. Крона бонсая должна быть компактной и иметь короткие побеги. Чтобы добиться и сохранять сбалансированные пропорции между корнями и кроной, цветами и ягодами, молодые деревья надо регулярно подстригать и обматывать проволокой. Поскольку большинство комнатных бонсаев растут круглый год, уход за ними будет более частым и регулярным, нежели за уличными бонсаями.

Когда Вы выбираете форму для бонсая, разместите дерево на уровне ваших глаз, и посмотрите сквозь него. Вы сможете найти именно ту форму, которая подходит вашему дереву:

Группа 1.Основные стили бонсай

1.1 Стиль Тёккан (Прямая вертикаль) «Величие»- одиночное дерево с идеально прямым стволом

1.2 Стиль Сякан (Наклон) «Я еще долго не упаду»-Ствол значительно наклонен в одну из сторон, символизирует сопротивление ветру.

1.3 Стиль Кэнгай (Полный каскад) «Для выживания достаточно расщелины в скале»- ствол дерева направлен вниз, ниже основания горшка, для этого используют податливые породы деревьев.

1.4 Стиль Банкан — ствол закручивается в витой шнур.

Произвольные стили бонсай

1.5 Стиль Татики — неклассический прямой

1.6 Стиль Хан-кенгай (Полукаскад) «На отвесной скале я у себя дома»- ствол не опускается ниже горшка, направлен более горизонтально.

1.7 Стиль Бундзиндзи (Элитарный стиль «литературный») «Танец гейши на весеннем ветру»- акцент на высоком, внешне слабом и искривленном стволе, листвы на дереве мало

1.8 Стиль Хокидати (Метла) «Совершенная гармония в мягком воздухе»- мощный прямой ствол, ветви равномерно расходятся в разные стороны.

1.9 Стиль Сабамики — частично оголенная часть ствола с трещинами или расщепленная

1.10 Стиль Сяримики — ствол лишен коры на манер мертвого дерева.

1.11 Стиль Фукинагаси — дерево имитирует растения, выросшие на берегу моря, согнутые ветром, с ветвями на одной стороне ствола.

1.12 Стиль Неагари (Корневая форма) «Меня сформировали прилив и отлив» — растение стоит на плотных переплетениях опорных корней

1.13 Стиль Нэку — дерево с воздушными корнями

1.14 Стиль Сэкидзёдзю — корни обхватывают скалу (камень) и углубляются в землю.

1.15 Стиль Исидцуки (Дерево на камне) — дерево, посаженное на камень, имитирует дерево, растущее на скалах.

1.16 Стиль Нэдзикан — ствол дерева частично скручен

1.18 Стиль Моёги (Изогнутая вертикаль) «Веселый художник в жизни»- стиль бонсай с изогнутым стволом, как правило, стволу придают S-образную форму.

1.19 Стиль Отодоси-еда-кенгай (Восходящий каскад) — ветви направлены вниз, но формируются на нормальном, высоком стволе

Группа 2.Многочисленные стволы, отходящие от одного основания

2.1 Стиль Сокан (Раздвоенный ствол) — «От одного корня мы стремимся к свету» — два растения различной высоты и толщины.

2.2 Стиль Кабудати (Группа) — несколько стволов отходят от одного основания, как правило, от пня

2.3 Стиль Корабуки — несколько стволов отходят от одного основания, имеющего форму панциря черепахи

2.4 Стиль Икадабуки «плотообразный»- основание в форме плота образовано лежащим на земле стволом, от которого отрастают разновеликие деревца.

2.5 Стиль Нэцунагари — от одного основания отходят многочисленные изогнутые стволы

Группа 3. Многочисленные стволы (Лес)

3.1 Стиль Содзю — два ствола

3.2 Стиль Самбон-ёсэ -три ствола

3.3 Стиль Гохон-ёсэ — пять стволов

3.4 Стиль Нанахон-ёсэ — семь стволов

3.5 Стиль Кюхон-ёсэ — семь стволов

3.6 Стиль Ёсэ-уэ (Лесная форма) «Шелест листвы — тишина в лесу»- нечетное количество растений (более девяти) высаживается асимметрично маленькими группами.

3.7 Стиль Ямаёри (Ямаёси) — естественная группа

3.8 Стиль Цуками-ёсэ — многочисленные стволы, отходящие от одного основания

Материал взят ► bonsaichik.ru

Как достичь различных стилей бонсай

CHOKKAN (Чоккан)

MOYOGI (Моёги)

SHAKAN (Шакан) BUNJIN (Бундзинги) HOKIDACHI (Хокидати) HAN KENGAI (Хан-Кенгай) KENGAI (Кенгай) NEAGARI (Неагари) ISHIZUKI (Исудцуки) IKADA (Икада) SHOKAN (Шокан) YOSE-UE (Йосе-уэ)

Бонсай – Японское искусство выращивания карликовых деревьев

Бонсай – это японское искусство выращивания растений в форме миниатюр настоящих деревьев и их композиций (групп деревьев). Растения-бонсай так же натуральны и красивы, как и их большие сородичи. Многие люди мечтают создать такой уголок природы у себя дома.

Готовые растения и их композиции, выращенные в форме бонсай часто покупают в качестве подарка. Выращивание дерева бонсай можно рассматривать как интересное и затягивающее хобби для крайне терпеливых и трудолюбивых людей.

Выращивание миниатюрных форм растений в стиле бонсай – это долгий и крайне кропотливый процесс, это хобби на длительный период времени. Не стоит ожидать успеха с выращиванием бонсай с первого раза, от начала выращивания до получения первых положительных результатов пройдет некоторое время. Сегодня существуют способы и технологии, которые позволяют значительно сократить сроки формирования своего бонсай дерева. Остановимся на них поближе.

Бонсай – это не обычное комнатное растение, которое красиво растет в горшке, не требуя к себе особого внимания – это настоящее искусство со своей техникой и правилами. Особенность деревьев растущих в стиле бонсай в том, что они высаживается в неглубокий горшок (плошку) на поднос, блюдо или поддон. Внешне деревце выглядит как настоящее взрослое дерево, только во много раз меньше оригинала. Оно имеет ствол и кору, цветы и плоды. Вокруг дерева создается окружение, близкое к природному ландшафту.

Читайте также:  Как сажать семена сакуры

Специалисты выделяют несколько стилей и техник выращивания бонсай, которые и определяют форму и стиль будущей композиции:

  • Искривленный;
  • Прямой;
  • Наклонный;
  • «Сметенный ветром»;
  • «Дерево на скале»;
  • «Корни на скале»;
  • «Каскад»;
  • «Полу-каскад»;
  • «Рощица» и прочие.

Особых запретов для выбора растения для бонсай нет. В качестве основного и наиболее популярного материала можно использовать саженцы лиственных и хвойных пород деревьев. Их выращивают различными способами: из черенков, семян или отводков. Правила по выращиванию бонсай допускают все эти способы. Главное, выбирая посевной материал, исходите из требуемых условий выращивания растения: требований к свету, влажности и местоположению будущего бонсая. Некоторые любители предпочитают использовать для выращивания в стиле бонсай экзотические плодовые растения, такие как различные цитрусовые (мандарины, лимоны, кумкваты, муррайя и т.д)

Читайте еще:

Муррайя — уход и выращивание тропического растения в домашних условиях

Материал для посадки, если вы всетаки решились выращивать дерево из семян, должен пройти стратификацию (выдержку в прохладном месте) на протяжении 1-3 месяцев. Из хвойных растений начинающему свой путь лучше всего выбрать семена черной сосны. Эта разновидность не требовательна к свету. Некоторые семена хвойных пород способны к высадке только на второй год своей жизни, например, сосны горной, учтите это и перед посадкой изучите внимательно информацию по выбранному для бонсая растению. Но для начала лучше выбрать растения менее прихотливые в уходе, в качесте таких растений, у начинающих бонсай мастеров, выступаю разнообразные растения из семейства фикусов.

Для посадки будущего бонсай-дерева понадобится емкость, глубиной не более 15 см. На дно емкости засыпается дренаж из керамзита и крупнозернистый песок. Чтобы свести к минимуму развитие микроорганизмов и бактерий, вызывающих гниль и поражение семян, почвосмесь обязательно пропаривают или прокаливают. В грунте формируют бороздки на расстоянии 2-3 см. и глубиной около 1,5-2 см. В получившиеся бороздки раскладывают семена и засыпают песком. Емкость накрывается стеклом или прозрачной пленкой для создания эффекта парника.

В дальнейшем уход за посевами заключается в своевременном поливе и классическом уходе за растением. Если на грунте появляются следы плесени, то ее немедленно нужно удалять и обрабатывать растения раствором фунгицида и марганцовки. Особую чуткость в уходе требуется уделять до тех пор, пока стволы растений не будут иметь древесную структуру. Лучшее время для посадки, это конец зимы – начало весны.

Можно купить и готовые саженцы в питомнике или выкопать в лесу. Но это не так интересно как самостоятельное выращивание, и к тому же растения, выращенные изначально в домашних условиях, не требуют дополнительной адаптации и более приспособлены к жизни в условиях городской квартиры.

Горшки и поддоны для бонсай композиций подбирают в зависимости от величины растений. Если растение сильно развесистое, то удобней использовать посуду поглубже. Вертикальный бонсай высаживают в плоские квадратные или прямоугольные контейнеры.

В качестве грунта используют смесь мелкозернистого песка и глины. Для разных пород деревьев соотношение их подбирается индивидуально. Дополнительно в композициях из растений используют мох, камни, а иногда и более сложные композиции в виде миниатюрных домиком и других декоративных элементов. Все эти дополнительные украшения придадут естественной красоты ландшафту.

Секреты выращивания бонсай у себя дома

Успех хобби по выращиванию японского дерева в домашних условиях заключается в первичной формировке саженца. Когда ствол растения достигнет высоты 4-7 см, начинают формировать приземистый ствол с красивой корневой системой.

Для работы потребуются следующие инструменты:

  • Хорошо заточенный нож или можно использовать секатор;
  • грунт для пересадки саженцев;
  • горшки (бонсайницы);
  • раствор, стимулирующий корнеобразование у растений (корневин и др. аналоги).

Все необходимые инструменты стоят недорого.

Сеянцы извлекаются из грунта, а большая часть корня обрезается и саженец помещается на несколько часов в приготовленный раствор со стимулятором корнеобразования. После чего растение высаживается обратно в горшок и накрывается стеклянной прозрачной колбой или пакетом, на крайний случай. Укорениться, после такой процедуры, они должны в течение месяца — двух. Дальше саженцы еще неоднократно пересаживают, продолжая формировать корневую систему, постепенно оголяя ее, но торопиться, не стоит, иначе растение может погибнуть. Когда саженец обретет красивую приподнятую корневую систему и окрепнет, его можно высадить на камни. Самые «популярные» композиции создаются именно в таком дизайне, особенно их любят голландские производители цветов, которые под видом простого бонсай продают сформированные таким образом фикусы.

Для формирования кроны растения следует придерживаться простых правил:

  • Обрезайте расположенные друг напротив друга ветки.
  • Удаляйте полностью пересеченные ветки.
  • Слабые и тонкие ветки нужно безжалостно обрезать.

Места срезов на ветках обязательно замазывайте садовым варом или другими специальными средствами. Это позволит обезопасить ствол дерева от грибков, бактерий и разных вредителей.

Выращивание бонсай – это увлекательное и захватывающее хобби для любителей растений и жывой природы. А еще подобное хобби может с легкостью превратиться в небольшой домашний бизнес. Для того чтобы начать выращивать домашние бонсай, достаточно иметь не более 1-1,5 тыс. рублей, а вот стоимость взрослых растений, которые вы способны вырастить может достигать 10 тыс. руб. за одно растение.

К достоинствам такого хобби, которое без проблем можно воплотить в домашних условиях, стоит добавить то, что сам процесс выращивания миниатюрных деревьев бонсай приносит необычайное моральное удовлетворение. Это хобби подойдет людям творческим, умеющим и любящим создавать своими руками красивые вещи.

Читайте также:  Бонсай японский клен

Бонсай. История искусства.

Бонсай. История искусства.

Что такое бонсай? В переводе с японского «бонсай» означает «растение в плоском сосуде» (бон — контейнер, сай- дерево). Слово «бонсай» означает не просто карликовое растение, а целую культуру выращивания растений в неглубоком контейнере. Как и остальные виды восточного искусства, бонсай в Японии — это целая философия, требующая от человека определенных личностных качеств: мудрости, доброжелательности, деликатности, справедливости, терпения. Мастера бонсай могут воссоздать образ мощного тысячелетнего дерева, сформировать пейзаж густого леса, гор и ущелий, морского берега — и все это на маленьком кусочке земли. При правильном уходе бонсай может прожить сотни лет и стать живым символом, связующим поколения.
Древнее искусство, родившееся в Китае и достигшее совершенства в Японии, активно завоевывает Европу и Америку. Это и мода, и бизнес, и серьезное увлечение, стиль жизни, способ достижения гармонии с собой и миром. Бонсай идеален тем, что не занимает большой площади, но доставляет массу приятных эмоций, связанных с наблюдением за необычным растением, с которым, происходят превращения в зависимости от времени года. Бонсай является повторением взрослого или старого дерева в миниатюре с сохранением всей красоты данного вида.
Задача состоит не только в том, чтобы вырастить в контейнере здоровое растение, но и в создании единого гармонического целого из трех элементов — растения, грунта и горшка, каждый из которых должен иметь естественный и привлекательный вид.

Грунт должен выглядеть натуральной частью рельефа, тщательно подобранные камни (скалы) и мох (трава) — вызывать ассоциацию с природным лесным ландшафтом.

Контейнер предпочтительно выбирать как можно лаконичнее, цвет и форма его должны выгодно оттенять цвет и форму растения.

Растение должно иметь схожесть со сформировавшимся деревом того же вида, произрастающего в естественных условиях.

История бонсай

Родиной бонсай ошибочно считают Японию, хотя на самом деле искусство выращивания миниатюрных деревьев в сосудах появилось в Древнем Китае около двух тысячелетий назад. Сам термин «бонсай» произошел от японского произношения изначально китайских иероглифов «пэнь-Цзай», что в переводе означает «дерево в чаше».

Первые изображения миниатюрных ландшафтов с деревцами и камнями датируются временем правления династии Хань — 200 годом до н. э. Обычай выращивать карликовые деревья в контейнерах или на подносах был частью разработанной в Китае садоводческой культуры. Особый уход, состав и количество почвы, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволили мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце в строении и пропорциях обретало облик взрослого дерева.

Идейные корни бонсай можно найти и в даосизме. Монахи-даосы проводили своего рода исследования влияния окружающего мира на Дао. В ходе этих медитаций им удобно было
манипулировать не самими объектами внешнего мира, а их миниатюрными копиями-символами. Со временем красота, изящество, гармоничность этих миниатюрных копий большой природы стала искусством. Постепенно вольная забава превратилась в настоящую школу со своими канонами, приемами, излюбленными формами.

Соседи Китая, в той или иной мере перенимая это искусство, преломляли его в соответствии со своими географическими, культурными, эстетическими особенностями. В VІ веке монахи секты Чань вместе с буддизмом из Китая в Японию завезли искусство чайной церемонии, икебаны (составления букетов), а вместе с ними и искусство создания миниатюрных деревьев. Грациозные крошечные деревья нашли приют в буддийских монастырях. Именно в монастырской среде берут начало корни искусства выращивания «деревьев на подносах» в Японии. Как и в Китае, занятие это стало привилегией знатных и богатых. К увлечению приобщаются самураи. Путь воина, оказывается, не чужд общению с прекрасным.

Что же видели японцы в этих деревьях? Несгибаемую волю к жизни и одновременно пластическую податливость, гибкость, благородную старость и возможность вечного
обновления, внутреннюю дисциплину и самоконтроль.

«Через малое видеть великое» — так можно сформулировать основной принцип, используемый на протяжении тысячи лет мастерами бонсай. На небольшом пространстве они гармонично воплощают в жизнь бесконечное разнообразие и потрясающую красоту природы. Выращенные растения, постоянно совершенствуясь, передаются из поколения в поколение. Возраст многих бонсай превышает столетие, и растения эти становятся не только семейной реликвией, но и национальным достоянием. Они имеют свои имена, их знает «в лицо» вся страна, они не могут быть вывезены за границу.

Отличие его от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в той чарующей особенности, что бонсай, в принципе, никогда не бывает завершен. Он рождается, развивается и уходит, как и человек, и все живое.

Большинство приверженцев этого искусства в мире рассматривает как эталон именно японский стиль бонсай. Японский бонсай отличается рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией, отчетливо прослеживается его связь с японской эстетикой ваби-саби. В ХІІІ веке изящные растения в не менее изящных сосудах становятся украшением садов и домов японской знати, став не только привилегией богатых, но и важным звеном в японской философии, связавшей воедино дух Человека и древнюю веру в могущество природных сил.

В предельно гармоничном бонсай мы можем наблюдать одновременно все три периода жизни — юность, зрелость и старость. Юность олицетворяется свежей, молодой листвой, зрелость -цветами и плодами, а старость — стволом, мощным, с грубой корой, часто расколотым, с дуплами. Маленький бонсай — не настоящее дерево, все об этом знают, но сила искусства такова, что мы охотно подчиняемся его магии, через малое просматривается великое, и мы видим не только само дерево, но и окружающий пейзаж, понимаем чувства и настроения создавшего его автора.